«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании профкома заведующий МДОУ
Протокол № ___ от ______ 2016. детский сад №4 «Солнышко»
председатель профсоюзного ________ Т.С. Иванова
комитета Приказ № __ от _______2016г.
_________ Н.Е. Канаева
П О Л О Ж Е Н И Е
о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО для муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Солнышко» общеразвивающего вида города Фурманова
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Солнышко» общеразвивающего вида города Фурманова (далее МДОУ) в соответствии с законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) приказ №1155 от 17.10.2013.
1.2. Качественное взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
1.3. МДОУ детский сад №4 «Солнышко» предоставляет родителям (законным представителям) информацию о программе, методах и формах её реализации, а так же обсуждает с родителями (законными представителями) вопросы, связанные с реализацией основной образовательной программы МДОУ.
1.4. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2.1. Работа с коллективом МДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями).
2.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
2.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность МДОУ, совместная работа по обмену опытом.
3.1. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
3.2. Объединение усилий семей воспитанников и МДОУ для их развития и воспитания.
3.3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
3.4. Активизация и обогащение умений воспитателей и родителей (законных представителей).
3.5. Поддержка уверенности родителей (законных представителе) в собственных педагогических возможностях.
4.1. Организация сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
4.2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4.3. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
4.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
4.5. Осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию детей. Родители (законные представители) уверены в том, что МДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей (законных представителей) в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители (законные представители) самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители (законные представители) берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями (законные представители). Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями (законные представители).
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
6.1. Принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «МДОУ – семья».
6.2. Принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия.
6.3. Принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
6.4. Принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения.
6.5. Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.
7.1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в МДОУ.
7.2. Психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
7.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность.
7.4. Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Для лучшей организации взаимодействия родителей (законных представителей) и педагогов МДОУ целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями(законных представителей) между воспитателем, старшим воспитателем, медперсоналом, заведующим и специалистами.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей (законных представителей), детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Инновационные формы и методы работы с семьей:
- «Круглый стол» по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей (законных представителей);
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- семейные проекты;
- открытые занятия для просмотра родителей (законных представителей);
- интеллектуальные ринги детей и родителей (законных представителей);
- контрольные для родителей (законных представителей);
- интервью с родителями (законных представителей) и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- родительский день в детском саду;
- вечер вопросов и ответов;
- сайт МАДОУ №4 «Солнышко» (публичный отчет, самообследование и др.);
- аукцион секретов воспитания и др.
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям (законным представителям), должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (законных представителей) (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей (законных представителей).
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление в коридоре ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей (законных представителей) выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей (законных представителей) о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя (законного представителя) желание получить ее из других источников, например от других родителей (законных представителей), детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
9.1. Каждый педагогический работник имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников (план деятельности, протоколы заседаний, аналитические выводы, конспекты);
9.2. Итоговое заседание педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
10.1. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников;
- выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОУ.
10.2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей;
10.3. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
11.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы МДОУ детского сада №4 «Солнышко».
11.2. Контроль за данной деятельностью осуществляет старший воспитатель.
11.3. Старший воспитатель имеет право:
- посещать групповые родительские собрания с заблаговременной информацией об этом воспитателя;
- изменить планирование работы по взаимодействию с родителями по производственной необходимости;
- привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в МДОУ.
12.1. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
12.2. Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим МДОУ.
Принято на педагогическом совете.
Протокол №___ от «___» ____________ 20__г.